Советы психолога и педагога социального

Учись быть счастливым!

развернуть

Учись быть счастливым! Начни прямо сейчас быть довольным собой. Своими взглядами, своей семьей, своими родителями, братьями, сестрами, даже собакой. Своими способностями, учителями, друзьями. Улучшай все, что можешь или хочешь. Используй все, что ты знаешь о благоприятной для себя жизни. Борись со склонностью вернуться к сомнениям, страху и депрессии. Делай то, что приятно для тебя, думай о хорошем.

Не сравнивай себя с другими. Их наследственность и окру-жающая среда отличаются от твоих. Не позволяй другим навязывать тебе свои желания и нормы. И не навязывай своих. Не жди случая, как это делают многие. Они полагают, что будут счастливы, если будут жить в определенном месте, учиться в определенном месте, носить определенную одежду. Другие хотят обладать определенным весом, ростом, деньгами. Если ты недоволен сейчас, завтра ты будешь недоволен еще больше! Это одно из правил подсознания.

Будь терпеливым. Не многие это умеют. Кто не научился этому, ставит себя в затруднительное положение. Им движет убеждение в том, что другие люди или обстоятельства мешают добиться желаемого или что ожидаемое благоприятное событие произойдет слишком поздно. Более важно требование быть терпеливым по отношению к себе. Верь в себя, доверяй своей интуиции, тогда страх превратится в уверенность, неудача - в успех, страдание - в счастье. Чем больше ты уверен в себе, тем больше тебе будут доверять другие. Не завидуй другим. В противном случае ты будешь находить все большие причины для зависти. Твои друзья, возможно, более состоятельны, зато у тебя, может быть, больше мудрости, душевного спокойствия, уверенности и свободы. Кто-то может оказаться умнее тебя, зато у тебя - привлекательный характер. Жизнь справедлива. Там, где у нас недостаток, у кого-то изобилие.

Развивай уверенность в себе. Старайся быть уверенным в себе. Напоминай себе обо всех умениях и навыках, которыми ты овладел, даже если это всего лишь умение ходить, говорить, выигрывать в шахматы. Ты отнюдь не беспомощен. Ты обрел уверенность, пытаясь справиться с трудной ситуацией. Внушай себе приятные мысли по отношению к себе и другим. Увеличивай чувство удовлетворения каждый миг, час, день.

свернуть

Психологические упражнения

развернуть

Упражнение 1. Удобно начинать с самого простого. Возьмите лист бумаги и напишите не менее 10 предложений, каждое начинается словами «Я прощаю себя за…». Перечисляйте всё, что вас огорчает в себе, за что вы злитесь на себя. Какие бы ни были вами совершены ошибки, помните, вы заслуживаете того, чтобы принять себя вместе с ними.

Через неделю вместо местоимения «Я» пишите тех людей, которые вас раздражают, бесят, обижают, притесняют. Это важно, т.к в другим мы реагирует на то, что осуждаем и отвергаем в себе («нельзя быть таким-то…»)

Затем пишите не менее 10 предложений, начинающихся со слов: «Мне нравится в себе…». Аналогично, в неприятных вам людях ищите достоинства. Помимо развития объективности восприятия происходящего, вы таким образом, и в себе будете легче находить позитивные вещи. Не обязательно здесь писать какие-либо грандиозные достоинства. Обращайте внимание на любые мелочи.

Это упражнение рекомендуется выполнять ежедневно в течение 1-2 месяцев.

Упражнение 2. «Похвала себе». Каждый день, для кого-то самое удобное время – перед сном, хвалите себя за что-либо. За переведенную через дорогу старушку, за удачно провернутую сделку, за проявленную выдержку и т.д. Бывают отговорки – мне не за что похвалить себя, - которые вроде бы смахивают на некую ложную скромность. По мне – так это больше признак лени ума, отсутствие привычки думать и искать нужное. Тренируйтесь.

Упражнение 3. Перекликается с предыдущими. Только хорошее уже ищется во вне. В каждом человеке, с которым взаимодействовали в течение дня, старайтесь найти 1-2 положительные черты. В течение текущего дня учитесь обращать внимание на положительные моменты, начиная от приятного свежего ветерка и заканчивая отсутствием пробок на дорогах. Учитесь замечать и ценить то, что вас окружает. Обязанность человека замечать в текущем дне в несколько раз больше позитивных, чем негативных вещей. При депрессии не менее 15 позитивных моментов в день. Упражнение также ежедневное. Его называют «психологической диетой».

Если у вас еще не появилось ощущение, что развитие самопринятия является долгой и упорной работой, то зря. Это работа. И порой достаточно трудная. Гармония и согласие с собой – это ценность. Ценности взращиваются и зарабатываются своим собственным трудом.

Упражнение 4. Работа со своей тенью. В ходе выполнения первого упражнения вы уже наверняка заметили те качества и поступки, которые вам сложнее всего принять в себе или других. К тени относятся и те вещи, о которых мы говорим: «Я так никогда не поступлю…» «Я не такой…». Когда вы слышите или произносите эти фразы, обратите внимание на нажим, с которым они произносятся, сколько за ними скрытой энергии. Это энергия отвержения. А отвергаем мы... Да, именно её… Свою тень.

Запишите списком всё, что вы не принимаете в себе и в других. Попробуйте объединить это в некий целостный образ. Зарисуйте его. Придумайте и расскажите рассказ от имени этого образа (что нравится – не нравится в жизни, в людях; о чем мечтается; чего не хватает; чего опасается; какие привычки и черты). Подумайте, насколько комфортно ощущает себя на бумаге образ Тени… Дорисуйте нечто, чтобы ей стало хорошо (может быть, ей нужен зеленый луг, цветочки… или мотоцикл… или огромный торт…). Скажите ей добрые и теплые слова, пожелайте ей чего-либо хорошее.

Продолжить работу с "теневой стороной" поможет и следующее упражнение.

Упражнение 5. Хорошо – это плохо, плохо – это хорошо… Я уже упоминала ранее это упражнение. Оно полезно почти всегда. Повышает объективность восприятия, учит безоценочности восприятия.

Из вашего списка того, какие поступки и качества - свои или чужие - вам не нравятся, выделите наиболее значимые. Начните работать с менее значимых, постепенно переходя к более. На каждое качество или поступок можно выделять от 3 до 7 дней примерно (ориентируйтесь также по ощущениям).

Приведите 3 аргумента в пользу того, что это качество или поступок действительно нечто плохое. Приведите 3 аргумента, когда это качество или поступок полезен и позитивен. Продолжите размышлять, как может формироваться это качество в человеке, в связи с какими обстоятельствами. Для чего помогает отдельно взятому человеку. В каких ситуациях оно выгодно, а когда нет. Когда не выгодно, чем можно заменить другим, каким другим качеством или поведением. Если вы нашли это качество в себе – понаблюдайте за другими, как и для чего проявляется похожее. Если нашли в других, когда вы похоже себя ведете.

То же самое, стоит делать с происходящими с вами событиями. Приведите 3 довода в пользу их «хорошести». Приведите 3 довода в пользу их «плохости».

свернуть

Советы психолога: как успешно сдать экзамены

развернуть

Во-первых, лучше воздержаться от приема успокоительных средств и медикаментов — они тормозят мозговую деятельность и мешают сконцентрироваться, тем более реакция может быть полностью противоположной: начнут трястись руки-ноги, в голове — туман. Химия — это химия, и никогда не знаешь, как она сработает в сочетании с недосыпанием и волнением; лучше медикаменты заменить полноценным здоровым сном (юноши — 7–8 часов, девушки — 8–9 часов) и пешими прогулками на свежем воздухе. Сбалансированный режим труда и отдыха поможет восстановить физические и психические силы организма. Также во время подготовки к экзамену каждый час можно делать гимнастические упражнения, это поможет снять напряжение в мышцах и придаст силы для усвоения новой информации.

 Во-вторых, полноценное питание. Пища должна быть богата белком: например, на завтрак творог и сметана, а также два раза в неделю яйцо всмятку. Обед может состоять из супа и мяса (75–100 г) с овощами, а на ужин — рыба или курица и сметана. Белок, содержащийся в этих продуктах, будет питать головной мозг. Следовательно, воспринимать и запоминать информацию будет легче. Также следует обогатить и разнообразить пищу витаминными продуктами — овощами (капуста, морковь) и фруктами (бананы, апельсины, грейпфруты). Они помогут зарядиться бодростью и положительной энергией. Весьма полезным в этот период будет употребление в пищу различных каш. Они богаты витаминами и микроэлементами, которые активизируют мозговую деятельность.

В-третьих, перед самим экзаменом можно съесть пару долек шоколада — это поможет сконцентрироваться на задании. А еще шоколад является отличным антидепрессантом: он и вкусный, и полезный, и со стрессом помогает справиться.

 Немаловажным является выбор одежды для экзамена. Лучше отдавать предпочтение светлым пастельным тонам — они придают уверенность в собственных силах и не раздражают глаза. К тому же одежда не должна стеснять движений, узкая и облегающая будет создавать неудобства и не позволит сосредоточиться на задании.

На экзамене, чтобы успокоиться и сосредоточиться проведите упражнение несколько раз: на счет 1-4 вдох, на счет 1-4 задержите дыхание, на счет 1-4 выдох.

Когда письменный ответ написан или сделано задание, отложите работу в сторону. Закройте глаза и сосредоточьтесь. Сделайте глубокий вдох через нос, задержите дыхание на 5-10 секунд, медленно выдохните (бесшумно) через рот, разделив воздух на три порции. Снова задержите дыхание на 2-3 секунды. Сделайте глубокий вдох, задержите дыхание, медленно плавно выдохните.

Вы ничего не хотите добавить к своему ответу? Помните, что самые свежие мысли приходят после того, как письмо уже запечатано. Если вам больше ничего не пришло в голову, то можете идти отвечать или сдавать работу.

  • Создайте у себя положительную установку на сдачу экзамена.
  • Формируйте позитивные цели.
  • Одновременно делайте только одно дело.
  • Работая, умейте расслабляться.
  • Побеждает лишь тот, кто верит.
свернуть

Профилактика плохого настроения. Гимнастика чувств и эмоций.

развернуть

Ваше здоровье зависит от состояния нервной системы. Древние мудрецы говорили: «Каковы мысли человека, таков и он сам». Нервная система, как и мышцы, поддается тренировке. Одна из самых простых форм – сознательное самоодобрение. Неспроста Сен-Симон велел своему слуге будить его каждое утро словами: «Вставайте, граф, Вас ждут великие дела».

Итак, гимнастика чувств и эмоций. Ее разработал московский актер А. Бояршинов. Все началось у него с ранения сердца и паралича руки. Потом возник тромбофлебит ног – человек не смог ходить. Шансов выжить было мало. Однако А. Бояршинов мобилизовал свою волю. Он изучал специальную литературу, делал упражнения, тренировал психику. Наконец, стал двигать руками и ногами, а потом даже играть в футбол. Одновременно он создал гимнастику чувств и эмоций. Эта гимнастика проста, доступна, позволяет долго удерживать себя в диапазоне положительных эмоций. Человек должен уметь управлять своим настроением и снимать отрицательные состояния: гнев, страх, неприязнь, отвращение. Делают эту гимнастику обычно вместе с утренней гимнастикой.

Упражнение 1. Встаньте и потянитесь руками вверх, как можно выше, затем опустите руки. При этом дыхание должно быть свободным, произвольным. Рот раскройте пошире. Занимайтесь – пока приятно.

Остальные упражнения делаются в положении сидя или лежа.

Упражнение 2. Представьте, что вы нюхаете приятный цветок. Вдох и выдох в течение минуты. Или можно действительно воспользоваться любимыми духами.

Упражнение 3.«Зевок». Представьте, что вы только что проснулись. Глаза закрыты, чуть поднимите брови, сморщите нос, поднимите руки вверх. Раскройте рот как можно шире и глубоко зевните, но вдох и выдох – только через нос. Нагнетайте зевоту, еще больше, еще... Это упражнение стимулирует мозг.

Упражнение 4.«Слезы радости, счастья». Сморщите нос. Поднимите брови. Представьте плачущего от счастья человека, чтобы внутри у вас тоже появились слезы. Не обязательно, чтобы они показались на самом деле. Главное – сформировать ощущение слезливости, умение изобразить его на лице.

Упражнение 5.«Внутренняя улыбка». Всем существом почувствуйте улыбку, пусть вас пронзает солнечный поток, вам сразу станет светло и радостно!

Упражнение 6.«Аппетит». Вспомните что-нибудь вкусное. «Ах, как вкусно!» – попробуйте поймать это ощущение. Возможно, оно появится в животе, тогда попробуйте продвинуть его вверх. Вам покажется, что у вас текут слюнки. Да, у вас огромный аппетит!

Упражнение 7. «Сила». Ощутите внутреннюю силу, бодрость, здоровье. Для девочки лучшее сочетание – силы и нежности. Вы заметите, как в вам приходит бодрость, легкость.

Упражнение 8.«Лимон». Закройте глаза, возьмите в обе руки лимоны. Почувствовали вкус на губах. Сожмите со всей силой выдавите все неприятности и волнения из этих лимонов. Расслабьтесь.

Упражнение 9.«Щучий хвост». Кинезиологический способ снятия тревожности. Сложите вместе ладошки. Выполняя движение вверх, вниз, сжимаем пальцами одной руки пальцы другой.

Может быть, сначала какие-то упражнения сразу не получатся. Не нужно отчаиваться! Веру в свои силы нужно тренировать так же, как и мышцы

свернуть

Алгоритм действий в случае наличия насилия в семье (пакет безопасности)

развернуть

Алгоритм действий в случае наличия насилия в семье (пакет безопасности)

Если вы живете вместе с человеком, который применяет насилие:

- Постарайтесь не изолировать себя от своего социального окружения, поддерживайте тесные отношения со своими друзьями (подругами), родственниками, соседями и т.п.;

- Старайтесь хранить предметы, которые могут быть использованы в качестве оружия (нож и т.п.) в закрытых либо труднодоступных местах;

- Выучите наизусть телефоны милиции, кризисных комнат, соседей и друзей, к которым можете обратиться, будучи в опасности;

- Храните необходимые номера телефонов и документы в легкодоступном месте на случай, если придется срочно покинуть дом;

- Всегда носите с собой мобильный телефон либо телефонную карту при его отсутствии;

- Обязательно храните в безопасном месте сумку с одеждой, лекарствами, несколькими любимыми игрушками детей и другими вещами, которые вам обязательно понадобятся в случае кризиса;

- Старайтесь всегда иметь при себе некую сумму денег на непредвиденный случай либо надежных людей (друзей, родственников), храните отложенные вами деньги у себя;

- Спланируйте, как и на каком общественном транспорте вы доберетесь до места, где будете чувствовать себя в безопасности, либо всегда имейте при себе деньги на такси;

- Во время назревания конфликта избегайте мест в доме, где есть предметы, которые можно использовать в качестве оружия (кухни, например), и одновременно будьте близки к выходу из квартиры (дома).

- В ситуации, если к вам применят насилие, покиньте квартиру.

Терпеть и скрывать насилие в семье или же обратиться за помощью – это личный Ваш выбор, но не стоит заблуждаться и рисковать своим здоровьем и здоровьем своих близких.

 

свернуть

Памятка подростку «Если ты попал в трудную ситуацию»

развернуть

Совет№1. Если ты попал в трудную ситуацию, не впадай в панику или депрессию. Постарайся проанализировать свое положение с максимальной четкостью.

Совет №2. Определи, кто создал трудную ситуацию. Если ты сам, значит, возьми ответственность на себя.

Совет №3. Подумай, с кем ты мог бы откровенно поговорить о своем положении.

Совет№4. Не оставайся со своей болью один на один. Ложь - это еще одна проблема для тебя.

Совет№5. Со своей тайной обращайся осторожно. Не перекладывай ее на плечи своего друга, который реально не может тебе помочь, но будет очень сильно переживать за тебя. Тебе от этого не будет легче.

Совет№6. Постарайся обратиться к взрослому человеку, у которого жизненный опыт больше твоего и который может помочь тебе реально. Это могут быть родственники или родители.

Совет№7. Переступи через свой страх перед родительским гневом. Ты его заслужил, и с этим ничего не поделаешь. Гроза проходит, и вновь сияет солнце.

Совет №8. Верь, что ты сможешь исправить положение, главное - ничего не бойся. Страх – это не твой спутник и друг. Пусть страх дружит с одиночками! А ты не один! Если ты попросил помощи, тебе всегда помогут!

Где и какая помощь будет оказана тебе:

Семья, школа, твой классный руководитель, психолог, медицинский работник, заместитель директора по воспитательной работе, директор тебе помогут добрым советом, постараются разобраться в ситуации, при необходимости привлечь внимание общественности, правоохранительных органов, окажут психологическую помощь.

1. Телефон доверия (твои имя и фамилия остаются неизвестными для консультанта):

- консультант выслушает без осуждения и поддержит;

- поможет тебе разобраться в своих чувствах и поступках;

- поможет тебе найти свой выход из ситуации.

2. Отделение-центр психотерапии для подростков, молодежи и их семей (фамилию, адрес и другие сведения не требуют):

- тебе окажут срочную психологическую помощь и поддержку, защитят от насилия, помогут разобраться в сложившейся ситуации;

- помогут родителям и детям лучше понять друг друга, найти способы общения.

 3. Милиция:

- если обидчик нарушил закон, привлечет его к ответственности;

- при необходимости обратится в КДН или суд для лишения родительских прав;

- может обратиться в КДН по поводу изъятия ребенка из семьи;

- если ребенка нужно срочно забрать из семьи, поместит его в приют, больницу или интернат;

- родителям и опекунам сообщит об обращении только с согласия ребенка.

Нет проблем больших или маленьких;

если вам трудно – позвоните.

С вами поговорят обо всём, что волнует.

свернуть
поделиться в:
Официальный сайт Республики Беларусь
Интерактивный информационный интернет-ресурс kids.pomogut.by
ИДН ОВД администрации Ленинского района г.Бреста
БРЕСТСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ
Интернет-портал ОО "БРПО"
Министерство здравоохранения
Интернет-портал ОО "БРСМ"